Существует такая книжка: "Социалистическая обрядность". В моем понимании она полностью указывает, что совок это не пльтернативно мыслящие, а просто религия со своими ритуалами и обрядами.
Для прощания с умершим гроб устанавливается чаще всего в его квартире либо в клубе организации, где он работал, или в помещении, специально выделенном для этой цели исполкомом местного Совета народных депутатов.
Если процессия движется к кладбищу в автомашинах, то на первой машине-катафалке находится гроб с покойным, его портрет, награда и знамя. За машиной-катафалком следуют машины с родными и друзьями, затем — с остальными участниками процессии. Хор или оркестр целесообразно отправлять заранее, с таким расчетом, чтобы он встретил на кладбище основную процессию.
По дороге на кладбище траурная процессия делает кратковременную остановку возле здания, в котором жил или работал покойный.
Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом. Он говорит, что покойный всю свою сознательную жизнь работал на благо Родины и советского народа.
Хор или оркестр исполняет отрывок из траурной песни или мелодии. Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на Земле, Снова включается хор или оркестр.
Представитель общественности говорит о заслугах умершего, о его моральных качествах.
Хор или оркестр продолжает мелодию.
Слово предоставляется представителю младшего поколения. Тот рассказывает о высоком мастерстве, теплоте и человечности, щедрости души, с которой его наставник передавал молодежи свои знания, приобретенные долгими годами самоотверженного труда.
Звучит траурная мелодия.
К присутствующим обращается с краткими воспоминаниями один из друзей покойного. Он говорит о совместно пройденном жизненном пути, раскрывает яркие черты характера своего друга, рассказывает о нем, как о внимательном и заботливом человеке, муже, отце, вспоминает его любимое занятие и увлечение. Хор или оркестр снова исполняет траурную мелодию.
Председатель похоронной комиссии провозглашает: — В знак глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданину Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!
Знаменосец в сопровождении двух ассистентов берет Государственный флаг СССР и склоняет его у изголовья покойного.
Наступает минута молчания.
Приложение
Рекомендованный репертуар музыкальных произведений
«Траурный марш» (из 12-й сонаты) муз. Л. Бетховена
«Траурный марш» (из 3-й сонаты) муз. Л. Бетховена
«Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» муз. Э. Грига
«Траурный марш» муз. Н. Лысенко
«Траурный марш» (из сонаты си минор) муз. Ф. Шопена
Четвертая часть из 6-й симфонии муз. П. Чайковского
Вторая часть из 5-й симфонии муз. П. Чайковского
Анданте кантабиле из 1-го квартета муз. П. Чайковского
Отрывок из «Реквиема» (Лакримоза) муз. В. А. Моцарта
«Реквием» муз. А. Мамонтова
«Грезы» муз. Р. Шумана
«Траурный марш» муз. Ф. Шопена
Подробнее
;«ГТгепХТ? Оформления места проведения обряда <Торжест-посвящение в рабочие» (в цехе предприятия, производственно объединения) тематического оформления места проведения обряда «Торжест ие в рабочие» (сцены Дворца (Дома) культуры, клуба)
9861 Праздник Победы советского народа в Велико» Отечественной войне 1941—1345 годов Возле трибуны (подиума) по центру устанавливают постамент для Кк иРЧ1:ой Славы. . П У трибуны (подиума) на специальной подставке укладывается гирлянда Слг из хвои, зелени, цветов, перевитая лентой, изображающей ленту ордена Слаг Здесь же находятся корзины с цветами. Элементы тематического и художественного оформления сцены торжественного заседания, посвященного Празднику Победы В глубине сцены по центру -художественно-декоративная эмблема, воплощаю тая основной смысл Праздника Победы,—орден «Победа» или орден Отечествен ной войны I степени. Под ними — ветви дуба и лавра, перевитые лентой, изображающей ленту ордена Славы. Устанавливается бюст, барельеф В. И. Ленина. Слева дата «1945», справа —дата очередной годовщины Праздника Победы. За трибуной и столом для президиума устанавливается небольшой подиум (высотой от 40 до 60 см) для почетного караула из состава воинов местного гарнизона Перед столом президиума — цветы. Если в населенном пункте учреждена Книга Вечной Славы, для нее устанавливается специальная подставка (столик). Книга Вечной Славы размещается наклонно — для лучшего обозрения из зала. В зависимости от размеров сцены для изготовления художественного оформления рекомендуются его примерные размеры: орден «Победа»: диаметр до 3 м; длина ленты, изображающей ленту ордена Славы,— не более 6 м; длина ветви дуба и лавра — не менее 2 м каждая; высота цифр — не менее 80 см; орден Отечественной войны I степени: диаметр не более 2 м; длина ленты, изображающей ленту ордена Славы,— не менее 4 м: высота цифр — не менее 60 см; длина лавровой ветви — не более 3 м. Ориентировочное описание построения участим-торжественной церемонии и возлож**-гирлянды Славы На площади кой Отечественно на флагштоках -респуб Г. Арцл * и гогнлы ■с Якави« Нен»~
Свадебная автомашина с флажками и кольцами. Флажок для свадебной автомашины
§ 2. ТЕХНИКА ДВИЖЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОБРЯДОВЫМИ АТРИБУТАМИ Составной частью пластики в обрядах является умение исполни-гелей н их помощников пользоваться обрядовыми символами и атрибутной. Из старинных народных обрядов в новые перешел обычай встречать гостей хлебом-солью, стелить новобрачным свадебный рушник и др. Появилось много новых символов и атрибутов: памятные знаки и' именные звездочки для новорожденных. свадебные факелы, папки исполнителен обрядов, обрядовые тарелки для колец и так далее Рассмотрим наиболее характерную технику движения при обращении с обрядовой атрибутикой. В большинстве обрядов используются папки установленного образца, в которые вложены тексты и основные документы, необходимые в ходе об- ряда. Исполнителям обрядов и их помощникам важно овладеть навыками правильного обращения с папкой. Передается она нижним краем вперед с тем. чтобы принявшему удобно было раскрыть ее и приступить к чтению текста. Если папку нужно взять со стола, то делается это следующим образом: левой рукой она берется за середину левого края так. чтобы четыре пальца поддерживали папку снизу, а большой палеи накладывался сверху. Одновременно правой рукой следует взять за правый нижний угол так. чтобы четыре полусогнутых пальца поддерживали ее снизу, а большой палец был сверху. Затем движением рук вверх папка поднимается. Раскрывать ее можно в два приема. Во-первых, правой рукой поднимается панка за угол так. чтобы она
Пластики моиых оАрядоп легла перпендикулярно в середину ладони левой руки. Теперь пальцы левой руки согнуты н держат папку с обеих сторон. Большой палеи «подушечкой» касается титульного листа, последнюю страницу придерживают четыре пальца, правая рука продолжает придерживать папку за угол. Во-вторых, движением правой руки вправо отводится нижняя страница папки в сторону и таким образом она раскрывается. Теперь папка удобно лежит на раскрытой ладони левой руки. Согнутые пальцы правой руки придерживают последнюю страницу за правый нижний угол (рис. 1). В обряде «Похороны» организатор обряда выходит с папкой в руках. При этом необходимо соблюдать следующее правило: если он выходит слева от зрителей, то есть правым боком к ним. то папку следует держать в правой руке, если справа — в левой. Рука должна быть опущена, папка левым краем лежит в согнутой ладони, большой палец прижат к остальным пальцам (рис. 2). В другом варианте папка может быть прижата к груди. Двигаться нужно медленно, с опущенной головой, соблюдая темп похоронного марша. В пластике обряда подчеркивается сочувствие семье ушедшего из жизни. Папку во всех рекомендованных обрядах без исключения следует закрывать бесшумно н держать в опущенной руке либо положить аккуратно на стол. Одним из элементов обрядовой символики является зажженный от огня Вечной славы факел. Выработана определенная техника обращения с факелом. Держать его нужно за древко, чуть ниже центра. Большой палец правой руки должен лежать на древке, касаясь его «подушечкой» пальца, а остальные обхватывают его с противоположной стороны. Указательный палец подхватывает древко напротив большого пальца. Фактически факел держится усилием указательного и большого пальцев. Держать его нужно перпендикулярно полу, на безопасном расстоянии от свадебного наряда (рис. 3). В том случае, когда молодые вдвоем держат факел для совершения им обрядовых действий, жених берет древко в правую руку за его нижнюю часть, а невеста ’ берется за древко ближе к центру левой рукой. Таким образом, рука невесть находится сверху. Руки должны быть
§ 2. Техника движений при обращении с обрядовыми атрибутами немного согнуты в локтях (рис. 4). В обряде торжественной регистрации брака используется специальная тарелочка, на которой молодым подают обручальные кольца. Держать ее нужно так. чтобы своим основанием она лежала на «подушечках» четырех полусогнутых пальцев правой руки. Иолусогнутый большой палец накладывается на верхний край тарелочки. слегка придерживая ее. Исполнитель обряда должен помнить о том, что. приняв тарелочку у помощника, его необходимо поблагодарить легким полупоклоном, выполненным в темпоритме обряда. В обрядах исполнитель пользуется небольшой палочкой-указкой, которой он показывает, где именно нужно поставить подпись в соответствующих документах. В этом эпи- зоде сначала необходимо предложить расписывающимся ручку, а затем уже показывать палочкой-указкой место подписи (рис. 5). Если нарушить эту последовательность. то молодые, взволнованные ответствен костью п ронсходя щего события, берутся за указку, которую держит исполнитель. Из старинного народного свадебного обряда пришел к нам обычаи расстилать молодым свадебный рушник. По обычаю его стелят старшие дружки (иногда родители молодых). Согласно этикету, жених должен находиться слева от невесты, за ним располагаются старшие дружки со свадебным рушником в руках. Когда исполнитель обряда предлагает расстелить свадебный рушник, свидетели обходят сзади молодых и. взявшись за концы, делают по шагу
Пластика новых обрядов назад, растягивая рушник на всю длину. Остановившись, дружки одновременно в полуприсяде расстилают рушник (рис. 6). Выполнив это действие, свидетели возвращаются на свои места. Далее, когда молодые идут расписываться, свидетели складывают свадебный рушник и передают его помощнику исполнителя обряда. Свадебный рушник сохраняется как семейная реликвия. В обряде торжественной регистрации брака используются и другие рушники, которые называются праздничными. Вот пример пластического решения действий с праздничными рушниками. Возле Дворца торжественных событий. Дома культуры или клуба свадебное шествие встречает распорядитель или помощник исполнителя обряда. В руках у него на подносе, покрытом праздничным рушником, лежит свадебный каравай. За распорядителем располагаются девушки и юноши. Они становятся парами, повернув- шись друг к другу лицом, как бь образуя коридор. Между каждой парой в опущенных руках растя.-:» -ты праздничные рушники. Юноши стоят со стороны жениха, а девушки — со стороны невесты. Подк=э рушники вверх, они образуют коридор. через который пройдет свадебное шествие. В советских праздниках есть мэс -го других эпизодов, в которых исполнитель. его помощник и ассистенты = также другие участники обрядгзыт действий используют разли предметы в качестве символов и Л-рядовых атрибутов. Обращение с о*-ми в процессе осуществления синодических действий резко отличаете*]® от обращения при их прямом использовании. Производя символические _ ствня. исполнители обрядов лог.хт позаботиться о том. чтобы предче-а, используемые в качестве симзслищ были доступны для рассмот:-? всем участникам торжества С мят поведением — подчеркнуто С
$ 2. Техника движений при обрашешш с обрядовыми атрибутами отношением к этим предметам. з--:зкостью и торжественностью дви-■ений — исполнители должны вы-жгть глубокое уважение к этим ггрибутам обрядов. 5 практике проведения обрядо-ь«. действий разнообразная атрибута успешно применяется для усиления их эмоционального воздей-—ьия на присутствующих в наиболее ззжчые. кульминационные моменты торжества. Вспомним, к примеру, знесение Красного знамени пред--ркятия во время обряда торжественного посвящения юношей и де-шек в рабочие, хлеборобы, передачу символического ключа строителями при открытии нового объекта его хозяевам и т. д. Успех проведения каждого из таких обрядов з значительной степени зависит ст уровня усвоения исполнителями культуры пластики движений. При вручении в обрядах документов, например, паспорта гражданина СССР, свидетельства о рождении или свидетельства о браке. необходимо учитывать закономерную последовательность этих действий. Сначала рекомендуется раскрыть документ и прочитать (пре себя) написанные там фамилию, имя. отчество. Затем взять документ за верхний левый угол, развернуть лицевой стороной к гражданам и вручить, обращаясь к ним по имени и отчеству. Слова «Поздравляю вас!» согласно этикету должны сопровождаться пожатием руки. Особенно важно такой порядок соблюдать в обряде «Торжественного вручения паспорта гражданина Союза ССР». Обращение к юношам и девушкам впервые по имени и отчеству в индивидуальном порядке подчеркивает их гражданскую зрелость. оставляет глубокий след в памяти молодых граждан. Постоянное совершенствование пластики новых обрядов позволяет проводить их на более высоком идейно-художественном и эстетическом уровнях.
Оформление стены над чашей-факс-лом (металл, рубиновое стекло о подсветкой) Свадебные факелы и настенные держатели к ним
Женское зимнее платье исполнителе обряда Женское летнее платье исполнителя обрялг
Нагрудный знак исполнителя обряда Мужской коспом исполнителя обряда Нагрудный знак помощника исполнителя обряда Нагрудный знак распорядителей и других Памятный знак для новорожденного работников Дворца торжественных событий
Мужское пальто н костюм работников ритуальной службы о* ПЗЛЬТ0 И К0СТЮМ Р^отннц ритуальной слу
Летний костюм организатора торжественно траурного ритуала Зимняя одежда рабочего ритуальной службы. Демисезонный костюм рабочего 4-259
Дома траура для города с населением в 100—250 тыс. жителей
Эскизный проект ритуальной площадки
сквозь время,фэндомы,обряды
Еще на тему
Система взглядов же не является ни идеологией, ни религией. Демократия, например, не является идеологией/религией, являясь системой взглядов.
Коммунизм и демократия как таковые - это строй и политический режим соответственно. Идеологии при этом могут сильно отличаться в зависимости от подвидов этих режимов и их реализаций.
Кроме того, идеология в общем случае не требует по определению отношения к политическому режиму, что-либо почитать и считать святым. Как и религия.
Может быть не стоит со старта софистику разводить?
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.
2 пророка
Стилистика Третьего рейха была по меньшей мере сопоставима по узнаваемости, если не более узнаваема. Но так как нацизм с 39-го стал однозначным злом, его стилистика перестала быть чем-то приемлемым, просуществовав меньше двух десятилетий.
В отличии от советской стилистики, которая успешно развивалась на протяжении шести десятков лет и носитель которой однозначным злом не был и до сих пор не стал.
Американская мечта же - вообще не идеология, а "американская культура" существует разве что у индейцев, эскимосов и прочих коренных народов. Остальные же 99% населения США - носители европейских, азиатских и африканских культур.
И хотя в начале 50-х была попытка создать собственную стилистику в противовес советской, она провалилась за ненадобностью.